В сказках нет счастливых или несчастливых концов. Есть закономерные финалы. Ошибочные действия, заблуждения приводят к провалу. Бережное отношение к собственной Силе, стремление грамотно пройти испытание вознаграждается разрешением острой ситуации. Особое место в рассуждениях о закономерном финале сказочных историй занимают сказки Г.-Х. Андерсена, особенно «Русалочка».
Русалочка, страстно желавшая стать женой принца, оказывается отвергнутой и превращается в морскую пену. Где же закономерность и справедливость? Где жизнеутверждающий принцип, наконец? Так думают многие. И опять корень заблуждения кроется в невнимательном прочтении сказки.
Давайте рассуждать творчески. Зачем русалочке, по происхождению — «элементалу», духу воды, идти на жертвы и неудобства, связанные с хождением по земле? Некоторые обыватели уверенно говорят: «Ради любви!» Хорошо, зачем духу воды любовь? Надо сказать, этот вопрос многих ставит в тупик: «Как это — зачем любовь?! Любовь нужна всегда, ради нее можно идти на любые жертвы!»
Так мы попадаем в первую ловушку сказки: понятия «любовь» и «жертва» срастаются не только в сознании, но и в подсознании. Причем у многих и расставаться не собираются.
Любовь не требует жертв. Она вообще ничего не требует — только дает. Силу, радость, мудрость, энергию стремления к цели, — любовь щедра на подарки. Любви не нужны наши жертвы.
Кому тогда они нужны? Из добрых сил уж точно — никому. Языческим богам приносили жертвы, но они были другого качества и содержания.
Проблема в том, что произошла путаница: жертва стала синонимом испытания, прохождения жизненного урока. Мы претерпеваем неудобства, ограничения, преодолеваем собственный эгоизм, желание быстрого чуда, — так мы проходим свой урок. Наша психическая сущность утончается, душа очищается, и мы становимся восприимчивыми к более тонким переживаниям. К любви, в том числе.
Попробуем отойти от понятия «жертвы» и начать пользоваться понятием «плата». Русалочка платит морской ведьме своим голосом, и та дает ей ноги. И следовательно — возможность стать возлюбленной принца.
Заметьте, русалочка платит только за возможность! Ведьма не дает ей никаких гарантий того, что принц полюбит ее и сделает предложение. Более того, ведьма честно предупреждает Русалочку о сопутствующих рисках подобной сделки: каждый шаг по земле будет приносить невероятную боль, и если принц ее не полюбит и предпочтет другую, она погибнет.
Русалочка платит и рискует. Ради чего? Ради односторонней любви и призрачной возможности приобрести взаимность? Тогда дело не в Любви, а в банальном удовлетворении эгоистической потребности в признании и любви. Но вряд ли за это можно платить так дорого.
Секрет решения Русалочки найдет внимательный читатель. Он — в разговоре героини с бабушкой. Этот разговор — о бессмертной душе. Бабушка рассказывает внучке о том, чем различаются люди и элементалы, духи воды. Люди обладают бессмертной душой, которая воплощается в смертном теле. Люди живут недолго, а потом их тело умирает, а душа остается и попадает в чудесный мир, и потом может воплотиться в другом теле. И так происходит бесконечно. Знал ли Андерсен теорию инкарнаций души? Во всяком случае, он зашифровал ее в своей сказке.
Духи воды сотворены из воды и в нее превращаются, когда умирают. Правда, живут они дольше, аж триста лет. Открытие это так взволновало Русалочку, что она пожелала отдать все триста лет своей русалочьей жизни за возможность получить бессмертную душу. Но возможно ли такое? Бабушка говорит, что возможно, если Русалочка вызовет любовь в сердце того, кто обладает бессмертной душой…
Все больше и больше начинала Русалочка любить людей, все сильнее и сильнее тянуло ее к ним; их земной мир казался ей куда больше, чем ее подводный; они могли ведь переплывать на своих кораблях море, взбираться на высокие горы к самым облакам, а их земля с лесами и полями тянулась далеко-далеко, ее и глазом не охватить! Русалочке очень хотелось побольше узнать о людях и об их жизни, но сестры не могли ответить на все ее вопросы, и она обращалась к бабушке: старуха хорошо знала «высший свет», как она справедливо называла землю, лежавшую над морем.
— Если люди не тонут, — спрашивала Русалочка, — тогда они живут вечно, не умирают, как мы?
— Ну что ты! — отвечала старуха. — Они тоже умирают, их век даже короче нашего. Мы живем триста лет, но, когда нам приходит конец, нас не хоронят среди близких, у нас нет даже могил, мы просто превращаемся в морскую пену. Нам не дано бессмертной души, и мы никогда не воскресаем; мы — как тростник: вырвешь его с корнем, и он не зазеленеет вновь! У людей, напротив, есть бессмертная душа, которая живет вечно, даже и после того, как тело превращается в прах; она улетает на небо, прямо к мерцающим звездам! Как мы можем подняться со дна морского и увидать землю, где живут люди, так и они могут поднять¬ся после смерти в неведомые блаженные страны, которых нам не видать никогда!
— А почему у нас нет бессмертной души? — грустно спросила Русалочка. — Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо.
— Вздор! Нечего и думать об этом! — сказала старуха. — Нам тут живется куда лучше, чем людям на земле!
— Значит, и я умру, стану морской пеной, не буду боль¬ше слышать музыки волн, не увижу чудесных цветов и красного солнца! Неужели же я никак не могу обрести бессмертную душу?
— Можешь, — сказала бабушка, — пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу; тогда частица его души сообщится тебе и когда-нибудь ты вкусишь вечного блаженства. Он даст тебе душу и сохранит при себе свою. Но этому не бывать никогда! Ведь то, что у нас считается красивым, твой рыбий хвост, люди находят безобразным; они ничего не смыслят в красоте; по их мнению, чтобы быть красивым, надо непременно иметь две неуклюжих подпорки — ноги, как они их называют.
Русалочка глубоко вздохнула и печально посмотрела на свой рыбий хвост.
— Будем жить — не тужить! — сказала старуха,— Повеселимся вволю свои триста лет — срок не малый, тем слаще будет отдых после смерти!
Так у Русалочки формируется цель — получить бессмертную душу, обнаруживается и средство — любовь принца. Теперь становится понятным, за что она вносит ведьме такую высокую плату — за возможность обрести бессмертную душу, за возможность качественной эволюции. Русалочка готова «прыгать через ступени», готова платить за интенсивный рост.
Люди, активно растущие в профессиональном, социальном, духовном плане, платят за свою эволюцию, платят за реализацию цели. Сначала платят своими мелкими слабостями и прихотями, отказываясь от них. Потом кругом друзей — он меняется, иногда очень резко. Иногда платой становятся здоровье и важные отношения. При интенсивном росте плата бывает очень болезненна. Так больно было Русалочке, когда она ступала по земле. Так дискомфортно переживается человеком вхождение в свое новое качество.
Каков же финал? Все оказалось зря — неужели духу воды не дано получить бессмертную душу? Сестры предложили Русалочке отказаться от цели, принять свое прежнее качество, остаться русалкой. Но чтобы вернуться назад, нужна жертвенная кровь, кровь принца. Если Русалоч¬ка зарежет принца и окропит его кровью свои ноги, они вновь превратятся в хвост. И все станет как было.
В этом эпизоде действительно присутствует реальный символизм жертвы. Принцу предназначается роль жертвенного агнца на алтаре русалочкиной инволюции. В сказке зашифрован тончайший символизм жертвы — она ради регресса, возвращения в прежнее качество. Но если Русалочка получит обратно свой хвост, это не означает, что она станет прежней. Тоска по неосуществленной цели источит ее изнутри.
Когда человек отказывается от собственной эволюции (социальной, психологической, духовной), от шанса, он всю оставшуюся жизнь жалеет об этом. Но что-то изменить уже нельзя. Такие пе¬реживания очень болезненны и разрушительны.
Русалочка не приносит жертву, она решается идти в своей эволюции до конца. Несмотря на то что ситуация вышла из-под контроля и стала не¬предсказуемой. Хотя героиня видит свое ближайшее будущее — превращение в морскую пену, ей не дано предугадать, как развернутся события на самом деле.
Русалочка отказывается от жертвы и принимает свою смерть, самое страшное, что могло произойти. И это — момент истины. Она свободна и от цели, от своего прежнего существа — русалочьего, а также и нового человеческого. Она не запятнала себя жертвенным убийством. Она выдержала испытание, о сюжете которого ее не могли предупредить ни бабушка, ни даже сама морская ведьма.
В этом фрагменте сказки зашифрована уникальная мысль: сюжет испытания до конца не открыт человеку. Мы можем изучить все архетипические сюжеты испытаний, внять предупреждениям, бережно относиться к собственной Силе, контролировать ситуацию. И тем не менее, в любом сказочном и жизненном сюжете всегда оста¬ется место для вмешательства Провидения. И к этому невозможно быть готовым. Но это — Подарок.
Так и с Русалочкой. Превратившись в морскую пену, к чему она была готова, Русалочка вдруг ощутила, что поднимается над поверхностью воды. Она видела корабль, принца сверху, а вокруг себя — бестелесных существ. Они пели что-то удивительное, мелодичное и неземное. Русалочка оказалась среди дочерей воздуха, которые имеют возможность получить бессмертную душу через триста лет. А может и раньше, — как шепнула ей одна из новых подруг.. .
Еще раз посмотрела она на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной. Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и Русалочка не чувствовала смерти: она видела ясное солнце и каких-то прозрачных, чудных созданий, сотнями реявших над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и красные облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих. У них не было крыльев, но они носились в воздухе, легкие и прозрачные. Русалочка увидала, что и у нее такое же тело, как у них, и что она все больше и больше отделяется от морской пены.
— К кому я иду? — спросила она, поднимаясь в воздух, и ее голос звучал такою же дивною музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.
— К дочерям воздуха! — ответили ей воздушные создания. — У русалки нет бессмертной души, и обрести ее она может, только если ее полюбит человек. Ее вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить ее добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного зачумленного воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несем людям исцеление и отраду. Пройдет триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу и сможем изведать вечное блаженство, доступное людям. Ты, бедная Русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести ее через триста лет!
И Русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу и в первый раз почувствовала у себя на глазах слезы. На корабле за это время все опять пришло в движение, и Русалочка увидала, как принц с женой ищут ее. Печально смотрели они на волнующуюся морскую пену, точно знали, что Русалочка бросилась в волны. Невидимая, поцеловала Русалочка красавицу в лоб, улыбнулась принцу и поднялась вместе с другими детьми воздуха к розовым облакам, плававшим в небе.
— Через триста лет мы войдем в божье царство!
— Может быть, и раньше! — прошептала одна из дочерей воздуха. — Невидимками влетаем мы в жилища людей, где есть дети, и если находим там доброе, послушное дитя, радующее своих родителей и достойное их любви, мы улыбаемся. Ребенок не видит нас, когда мы летаем по комнате, и если мы радуемся, глядя на него, наш трехсотлетний срок сокращается на год. Но если мы видим там злого, непослушного ребенка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет к долгому сроку нашего испытания лишний день!
Вот так! Оказывается, даже маленький ребенок может помочь Русалочке в исполнении ее заветного желания! Итак, какой же конец у этой истории? Закономерно счастливый или закономерно несчастливый? Кто-то, возможно, скажет: «Закономерно удивительный!» И будет прав.
Завершая разговор о «Русалочке», нужно упомянуть о так называемом «сценарии Русалочки». Многие психологи убеждены, что сказка формирует негативный женский сценарий несчастной любви; если читать эту сказку девочке, в ее под¬сознание запишется ситуация любовного треугольника, и она неосознанно будет стремиться к роли жертвы любви. Так одна из самых тонких и удивительных историй Ганса Христиана Андерсена получила клеймо и попала в «черный список».
Негативный сценарий и роль жертвы любви не имеют ничего общего со сказкой «Русалочка». Во-первых, важно понимать, что героиня — не человек, она — дух воды. Ее история — это история болезненной эволюции.
Если девочке очень нравится именно эта сказка, она читает ее и перечитывает — неплохо бы поговорить с ней о том, что она чувствует, о чем мечтает. Какой эпизод в истории Русалочки захватывает ее больше всего, в какие моменты ей хочется плакать, а когда радоваться. Также необходимо поделиться с девочкой и собственными чувствами, которые возникали у вас, когда вы читали эту сказку. После обмена чувствами можно рассказать девочке о скрытых смыслах этой истории. Такое общение — важная часть профилактики появления негативного сценария жертвы любви.
Закономерный финал сказочных историй — показатель завершения определенного цикла. А дальше? После небольшого отдыха — новый цикл, новый урок, новое испытание. Но на самом деле — новое приключение.
Статья написана по материалам книги Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Тайный шифр женских сказок».