Сказкотерапия для детей

Сказкотерапия для детей

Зачем нужны сказочные истории? Рассказывание историй – древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям. Взрослым следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-нибудь важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно.

Если необходимо что-то объяснить иностранцу, то, разумеется, преуспеет в этом больше тот, кто будет изъясняться на его языке. Общаясь с детьми, нужно стараться говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются – на языке детской фантазии и воображения.

Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов.

В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир, — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашей жизни, как радость и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменить своим нравственным принципам, он, в конце концов, обязательно победит.

Дети постоянно сталкиваются с проблемами, отличными от проблем «взрослого» мира. Даже если они и встречаются – все равно взрослые способы решения бесполезны для детей. Объяснения и увещевания не помогают, и, в результате, дети, мышление которых предельно однозначно («да»-«нет», «плохо»-«хорошо»), приходят к выводу о том, что вы им помочь не можете.

Иногда взрослый, желая что-то подсказать ребенку или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребенку, что он не оставлен «один на один» со своими проблемами.

Выход один – самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребенок чувствует себя очень удобно. В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и пр., но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире. Необходимо помнить – фантазия абсолютно реальна для детей, но не потому что дети не видят настоящей жизни. Просто фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который взрослые позабыли.

А если забыли, значит, надо вспоминать, — и именно в этом помогают сказочные истории. Волшебная сказка – веками наработанная ценнейшая информация, высочайшей плотности, детским языком поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира. Она настолько универсальна, что ее структура одинакова во всем мире.

Как использовать сказочные истории?

Самый простой и естественный способ – чтение ребенку вслух. Даже если ребенок прекрасно читает, важно, чтобы это делали вы. В этом случае содержание сказки как бы автоматически одобряется вами и разрешается для обсуждения.

Если же вашему ребенку 12 и больше лет, и он начинает скептически относиться ко всему, что «не круто» — задача сложней. История должна быть выучена наизусть и естественным образом вставлена в будничные семейные разговоры. Как бы «между прочим» вы рассказываете байку, анекдот или просто забавные случай, не показывая того, что вас вообще интересует его (ее) реакция. Конечно, в этом случае истории нуждаются в переделке. Однако результат, если все прошло удачно, может быть совершенно ошеломляющий.

Читая ребенку младшего возраста сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает. Если беспокойный обычно ребенок замер – это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться — значит либо тема абсолютно незначима, либо сказка трудна для понимания. Может быть еще третий вариант: тема «болезненная» настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутренне напряжение, связанное с любыми разговорами о данной теме.

В процессе чтения можно попросить ребенка высказать свое мнение относительно событий сказки. Может, он что-то добавит (например: на что еще обиделся мишка), что-то изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев. Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже ваши возможности безграничны, — спрашивайте все, что вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребенком. Но необходимо помнить и соблюдать два правила.

Во-первых, ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете ни одного слова из того, что он говорит. Вы вообще забываете на время выражения «правильно»-«неправильно», «верно»-«неверно», а говорите только «мне кажется», « на его месте я бы…» и т.п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подвержено критике.

Во-вторых, подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по возможности, отдавать «бразды правления» в этом разговоре ребенку. Как только он хочет что-то сказать, — заканчивайте и слушайте его. Лучше всего, если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренне на них отвечать.

Однако не стоит «затягивать» обсуждение. Если ребенок устал, значит, длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает много сил. Мы, взрослые, можем устать от получаса тяжелых переживаний больше, чем от дня работы. Поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям.

Если ребенок не хочет ничего говорить, — не заставляйте его. Через некоторое время он разговорится, но это произойдет только при очень мягком и ненавязчивом игровом отношении с вашей стороны.

Рисование является важным закрепляющим фактором, а при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.

После рисования (не обязательно сразу же), предметом обсуждения может стать уже сам рисунок. Ребенок, скорее всего, выберет сюжет, наиболее значимый для него, значит, содержание рисунка может вам много сказать о его реакции на сказку. Пояснить все свои соображения вы можете, обсудив с ребенком рисунок, задавая ему вопросы о том, что он нарисовал, рассматривая каждую деталь. Можно говорить и об истории в целом, однако центром беседы должен быть тот момент, который изображен на рисунке.

Иногда дети создают рисунки, которые не совсем «правильно» иллюстрируют сказку. Это нормально – так они выделяют наиболее значимые моменты и вносят корректировку в саму сказку, выражают свое отношение к сюжету.

Последний этап работы со сказкой настолько же трудный для родителей, насколько эффективен для ребенка. Это драматизация сказки или ее частей. Конечно, трудно всем, однако помните, что здесь необходимы только уверенность в себе, отсутствие стеснения и желание помочь своему ребенку.

Вы начинаете с того, что раздаете роли, решаете с ребенком, кто будет кем. Желательно, чтобы выбор сделал сам ребенок. При большом количестве персонажей вы можете привлечь родственников, взять на себя дополнительные роли или превратить обычные предметы в недостающих героев (озвучивать их будете вы и ребенок). Затем вы выстраиваете «сказочное» пространство: ковер будет морем, стул – горой, стол – домом.

Строгое согласование с текстом сказки отнюдь не обязательно. Ненужные для сюжета элементы можно опускать, сам текст как угодно менять, при этом акцентируя внимание на ключевых моментах. Если в сказке главное – обида, необходимо, чтобы ситуация обиды вышла четкой и яркой, не затерялась в общем сюжете. Идеальный вариант – если всю режиссуру берет на себя ребенок, оставляя вам роль «помощника». Тогда можете не сомневаться – ничего из того, что необходимо не будет упущено, ваша же задача – просто быть самим собой.

Однако так бывает не часто. Для многих детей ситуация «театра с мамой» может быть настолько непривычной, что от них будет трудно ожидать активности, по крайней мере, в начале. Более того, дети привыкают к определенным схемам, правилам и их нарушение может пугать ребенка. Тогда он, возможно, будет сопротивляться нашим попыткам поиграть с ним, говорить, что он не хочет, что он «это не любит».

Постарайтесь «расшевелить» ребенка, не перегнув при этом палку. Если вы будете ненавязчиво и мягко пытаться играть с ним – рано или поздно он ответит вам, привыкнув и почувствовав безопасность. И, как только появляется малейшая инициатива, — поддерживайте и лелейте ее.
И что же мы имеем в результате? Вы прикладываете массу усилий, а ребенок никак не становится таким, как вы хотите. Верно. Ребенок станет таким, каким ему нужно стать, вследствие его особенностей, характера его неповторимой личности. И в том, что он не собьется со своего пути, вы можете быть уверены. Почему? Потому что именно вы даете ребенку ту поддержку, которая ему необходима, которую кроме вас не может дать никто.