Как работа с сюжетом сказки может помочь в реальной жизни?

От сценария к свободе.

Иносказательная форма информирования побуждает читателя или слушателя к собственным размышлениям, формирует ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности.

Человек неосознанно живёт внутри сюжетов и сценариев. И работа со сказками дает расширение и выход из привычного сюжета. А значит — большую свободу.

На сказку проецируется уже существующий в роду сценарий.

Не случайно одни и те же сказки по-разному звучат для разных людей, а вот для мамы и ребенка — бывает очень много пересечений. Часто, работая с семьями, мы сталкиваемся с похожими историями — например, ‘что-то такое’ было у папы, и у дяди, и у деда. Если мы ‘заходим’ туда через сказку — иногда работаем напрямую со сценарием, с моделью.

это чудесная технология обнаружения и изучения наших базовых, самых ранних моделей взаимодействия с окружающим нас миром. Именно обнаружения и изучения, в такой последовательности — как рыба самостоятельно не может заметить воду, так и мы часто просто не знаем, на что смотрит сказка.

Изменение восприятия.

После анализа и проработки сказка воспринимается по-другому, без искажающих стереотипов. Это позволяет включить правое полушарие мозга и найти самое подходящее решение к данной ситуации. Рассмотрим несколько примеров.

Колобок. Обычно всем очень жалко колобка — его коварно обманула лиса, и убила. Но можно заметить, что в сказке есть и про то, что лиса сначала ЧЕСТНО предупредила колобка о намерениях — ‘я тебя съем!’.

Морозко. Кому бы из сестер вы посочувствовали — любимой ленивой дочке, или той, которую постоянно заставляли работать? Большинство — скорее второй. А в расстановке — работящая была полна сил и весела, а та, которой позволяли не работать — грустна и ‘связана с тяжелым’.

Русалочка. Она приходила и говорила колдунье — ‘возьми голос, дай ноги’. Из расстановки — колдунье было не до русалки, она хотела побыстрее отвязаться от нее и БУКВАЛЬНО выполняла просьбу. Можно было просто попросить ноги.

Решение.

Решение начинается через ОСОЗНАВАНИЕ. Осознавание наступает тогда, когда вы можете ответить на следующие вопросы.

‘Зачем я поверил в эту сказку? Что в результате принятия этого сценария в свою жизнь, я хотел получить (какие выгоды, псевдовыгоды?)’. У кого из своей семьи я переняла этот сценарий? ЗАЧЕМ Я ПЕРЕНЯЛА СЦЕНАРИЙ? Будьте искренни сами с собой, и вам откроется ваш внутренний театр, игры.

Как происходит работа со сказкой?

В работе со сказкой для анализа мы выбираем фигуры, которые нам кажутся важными. Мы можем выбирать не только персонажи, но и свободные фигуры, которые каким-то образом откликаются человеку. Это могут быть и предметы, и силы, и абстрактные понятия. В одной из историй, при работе со «Сказкой о царе Салтане», действующими лицами были выбраны – царевич Гвидон, море и город. И основная динамика развернулась относительно царевича, которому трудно было покинуть море и войти в город. И когда в процессе работы клиент, а это была молодая женщина, смогла подойти к городу, почувствовать и принять его силу, для нее начался какой-то другой этап в ее жизни. Конечно, если бы это была классическая работа в психоанализе, то, может быть, мы бы сказали, что она отрывалась от родительской семьи во взрослую жизнь, или от мамы к папе, мы не знаем. Но в реальности у нее не было осознанной проблемы с родителями, была какая-то неясная тема, которая смогла реализоваться в сказочном сюжете.

Мы начнем идти от сказочного сюжета (даже конкретного эпизода), который чем-то близок, особенно памятен или не даёт покоя. Человек выбирает участников этого эпизода. И это не всегда явные герои сказки. Например, в сказке’Дикие лебеди’ в работе был выделен эпизод, когда Элизу везут на казнь. Были выделены такие действующие лица и силы: Элиза, Крапива (из которой она плела рубахи братьям), Стража, Братья и Телега. Как стало видно из той конкретной работы — братья оказались мало значимыми, а вот Телега напротив представляла существенный ресурс. А дальше начинает работать «феномен замещающего восприятия», и начинает проявляться и разворачиваться значимая история с почти любого слоя бессознательного. От актуального на данный момент конфликта на работе, через слой семейных или родовых историй, до архетипического.

Заранее неизвестно, что именно проявится. Иногда через сказку «просвечивают» вполне узнаваемые истории, иногда даже сам человек «не опознаёт» что же за слой проявился — словно память хранит важное в иносказаниях, и у нас есть туда доступ через такой творческий заход. И сказочный антураж – хорошее пространство, чтобы исследовать то, что проявилось с разных сторон, а также искать хороший способ с этим обойтись. Даже если решение сразу не нашлось, можно продолжить работать «над сказкой» — писать и переписывать развитие сюжетных линий, привлекая и тестируя любые «сказочные» ресурсы.

Сказочный сюжет выступает рабочей метафорой, оболочкой, «интерфейсом» для работы со значимым паттерном. Если удастся сменить, расширить или обогатить этот ключевой паттерн, то изменений можно ждать в разных аспектах жизни. При этом человек может ничего не рассказывать о своих проблемах и задачах.

Сказки – более тонкая форма выражения нашего беспокойства, наших опасений и неясностей. Метафоры – хороший способ взглянуть на проблему издалека, с очень безопасного расстояния. Самое главное – клиент получает возможность почувствовать себя не персонажем, а автором, а это совсем другая сказка.

Для чего это может быть нужно?

У каждого человека, работающего со своими сценариями через сказку, свое представление о том, для чего ему это может быть нужно. Некоторые говорят, что это возможность исследовать себя – свои стереотипы и автоматические реакции. Некоторые говорят, что это нужно, чтобы посмотреть на себя со стороны, не вдаваясь в тяжелые истории. Для кого-то – это возможность отпустить на свободу свою детскую часть. Но самый важный ответ на этот вопрос лежит прямо в вашей душе. Задайте себе вопрос: для чего ты вы могли захотеть расставить свою любимую с детства сказку?