Родословную нужно знать. Самая главная цель исследования своей родословной, как мне кажется — это улучшение своей жизни. Поведение и жизненные события человека часто зависят от давно прошедших и даже прочно забытых событий.
Появляясь на свет, каждый человек входит в семью. Таким образом у него возникает связь со всеми, кто к ней относится. Некая бессознательная инстанция (Хеллингер называет ее «семейной совестью») следит за соблюдением условий, которые господствуют в сообществе семьи и которым мы подчинены, хотим мы того или нет. Она обеспечивает в системе связь, сохранение равновесия (как между «давать» и «брать», так и в судьбе) и порядок.
Исключенные.
Порядок подразумевает, что все члены данной семейной системы, включая умерших, имеют равное право на принадлежность к ней. Если кто-то оказывается из нее исключен, лишен уважения или забыт, к примеру, мертворожденный ребенок, пропавший без вести дедушка, то коллективная совесть добивается того, чтобы другой член семьи, обычно представитель более позднего поколения, оказался бессознательно идентифицирован с этим исключенным. Так возникают переплетения. В этом «переплетении» он уподобляется исключенному, повторяет какие-то аспекты его судьбы, сам не зная почему и не имея возможности этому сопротивляться.
Исключенными также бывают не только люди, но и ситуации, аспекты жизни и др. Так появляются тайны.
Временная иерархия.
Родители имеют преимущество перед детьми, первый ребенок перед вторым и т.д. Что касается семей, то новая семья имеет преимущество перед предыдущий (т.е. нынешняя семья имеет преимущество перед родительской, а вторая семья перед первой, даже если она возникла по причине рождения ребенка во внебрачной связи). Но там где выше статус по иерархии, больше и «спросят».
Личная и коллективная (семейная) совесть.
В отличие от осознаваемой нами личной совести, благодаря которой мы непосредственно воспринимаем реальность, а также то, не ставим ли мы своими действиями под угрозу свою принадлежность к системе, коллективная совесть бессознательна и заботится о дальнейшем существовании и целостности всей семьи.
Связь личных проблем, неудач, болезней и пр. с родом.
Зачастую мы держимся за свои проблемы и болезни, стремясь быть ближе к нашим родителям или испытывая потребность в принадлежности к своей семье. При этом здесь часто действует бессознательная потребность в компенсации, когда мы чувствуем себя виноватыми или не желаем отказываться от неоправданных притязаний. Или проблемы и болезни нас останавливают, если своей позицией или поведением мы нарушаем порядок.