Приучение ребенка к чтению — очень важный аспект развития интеллектуальных способностей детей, а также их духовности. Книги — верные друзья, которые останутся с ребенком на протяжении всей его жизни. Мудрецы говорят, что пока у человека есть возможность читать, он может преодолеть любые проблемы, любое отчаяние, любое одиночество. Учите ребенка читать и прививайте ему уважение к книгам, бережное к ним отношение, любовь и интерес к этому волшебному миру фантазий, содержащемуся в книгах.
Как приучить ребенка к книгам?
В первую очередь надо отметить то, что книги очень важно начинать читать с самого раннего детства , еще до того момента, как ребенок научится говорить.
Хорошо, когда перед сном, кто-то из родителей садится рядом с ребенком и открывает книгу — сказку с яркими картинками для самых маленьких, для детей постарше — занимательные истории и приключения.
Читать ребенку каждый день, не заменять книги телевизором или общением с компьютером. Постепенно, когда ребенок становится постарше, научить его читать самому.
Для каждого возраста существуют свои книги: если родители предложат маленькому ребенку книги, которые он не может пока понять, равно как и более старшему ребенку давать читать книги для маленьких — это верный способ погасить интерес к чтению. В детстве, каждый год ребенка — как 5 лет у взрослого, развитие происходит стремительно. Поэтому старайтесь подбирать книги соответственно возрасту ребенка.
Вносите разнообразие — читайте детям разные книги: сказки, стихи, приключения, детские детективы, фэнтези, исторические книги, о природе, о животных и т.д. Во-первых, ребенку в его постижении интересны разные грани мира, которые он постигает и через книги, во-вторых, разные жанры не наскучат ребенку, которому важно разнообразие.
Собирайте детскую библиотеку: покупайте лучшие образцы мировой детской литературы, следите за появление книжных новинок.
Не принуждайте к чтению, иначе это может вызвать обратную реакцию. Наоборот, все время, для чтения создавайте атмосферу радости , спокойной доброжелательности и заинтересованности. Выбирайте спокойное время, перед сном, вечером и т.д.
Учитесь заинтересовывать ребенка книгой — интересно рассказывать о начале сюжета, чтобы у ребенка возник интерес, а что дальше? Атмосфера тайны также может заинтересовать ребенка. Хорошо читать книги с продолжением, чтобы было интересно узнавать о продолжении событий.
Можно сначала прочитать сказку, а потом посмотреть мультфильм или кинофильм, или спектакль по этой книге. Тогда аудио ощущения соединятся с визуальными ощущениями и ребенку будет интересно сопоставить образы, созданные у него в голове с теми, что он увидел.
Придумывать праздники книги : День любимой книги — когда ребенок выбирает какую-то особенно любимую книгу и родители читают ему эту книгу; костюмированный бал книги — когда на день рождения ребенка или другой праздник приглашаются друзья ребенка, соседские дети и т.п., причем, все приходят в костюмах литературных героев; книжный спектакль — когда все домочадцы, ребенок переодеваются в костюмы из книги и разыгрывают какие-либо сценки из книг; книжное путешествие — когда родители отправляются с ребенком в путешествие по городу, по местам, где можно встретить что-то связанное с книжными героями — музеи, парк, сказочное кафе и т.д.
Дарите детям книги — это замечательный подарок, и если ребенка приучать к чтению книг, то он будет радоваться подаренным книгам, смотреть, что нового ему купили. Дарите детям в награду — например, за хорошее поведение или добрый поступок, поход в книжный магазин, когда ребенок может выбрать одну или несколько книг. Для ребенка это будет интересно и важно, что он, как большой, сам выбирает себе книги.
Читайте книги сами — пример родителей в этом вопросе очень важен. Если ребенок будет постоянно видеть, что его родители все свободное время проводят перед телевизором или компьютером, и сами не читают, у него возникнет вопрос — зачем мне делать то, что они не делают? Для ребенка очень важен пример взрослых. Если же в семье читают, любят книги, то ребенок будет чувствовать эту атмосферу.
Обсуждайте книги в присутствии ребенка — рассказывайте друг другу, что вы прочитали, что вам понравилось, что нет, показывайте эти книги ребенку. Не думайте, что ребенок очень маленький и ничего не понимает, это не так, ребенок, как губка, впитывает все впечатления, различные эмоции, и если он будет чувствовать, что родители обсуждают различные книги, смеются над чем-то радостным в них или рассказывают о тех проблемах, которые поднимаются в книгах, ребенок будет с интересом наблюдать за этим процессом и также интересоваться книгами.
Если у вас есть книга, которую вам читали ваши родители или бабушка с дедушкой, обязательно найдите ее и покажите ребенку, ему будет очень интересно, что этой книге — столько лет и ее читали его мама или папа.
Список книг, рекомендуемых для домашней детской библиотеки:
Русские народные сказки.
Сказки А. С. Пушкина.
Сказки-стихи (английские) в переводе С.Я. Маршака.
Сказки К. Чуковского.
Сказки Братьев Гримм.
Сказки Андерсена.
Сказки Шарля Перро.
А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».
Редьярд Киплинг «Маугли».
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».
Клайв Льюис «Хроники Нарнии».
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Пеппи-Длинный-Чулок» и др.
Сказки народов мира.
Аксаков «Аленький цветочек».
Бажов «Каменный цветок».
Джоанна Роулинг «Гарри Поттер».
Памелла Трэверс «Мэри Поппинс».
Джеймс Барри «Питер Пен».
Стихи Агнии Барто.
«Тысяча и одна ночь».
А. Погорельский «Черная курица».
Ершов «Конек-горбунок».
Сборник сказок русских писателей (Лермонтова, Одоевского, Даля, Ушинского, Толстого).
Русские народные сказки (под редакцией А. Афанасьева)
Туве Янссон «Волшебная зима» и др. сказки о мумитроллях.
Софья Прокофьева «Лоскутик и облако», «Приключения желтого чемоданчика» и др.
Диана Уинн Джонс «Ходячий замок», «Воздушный замок».
Мифы и легенды народов мира.
А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
Джанни Родари «Чиполлино», «Путешествие Голубой стрелы», «Джельсомино в стране лгунов»
Николай Носов «Приключения Незнайки».
Алексей Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
Татьяна Александрова. «Домовенок Кузя».
Валентин Катаев. «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик».
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький Принц».
Януш Корчак «Король Матиуш».
Дж. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».
Кир Булычев «Девочка, с которой ничего не случится».
Роберт Стивенсон «Остров сокровищ».
Джанни Родари «Чиполлино», «Путешествие голубой стрелы», «Джельcомино в стране лжецов».
Януш Корчак «Король Матиуш».
Антуан де Сен-Экзюпери «Мленький принц».
Алексей Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
Эдуард Успенский «Крокодил Гена», «Трое из Протсоквашино».
Иоанна Хмелевская «Пафнутий».
А. Дюма «Три мушкетера».
Аркадий Гайдар «Чук и Гек», «Тимур и его команда», рассказы.
Джеральд Даррелл «Моя семья и звери».
Сетон-Томпсон «Рассказы о животных».
Виталий Бианки «Лесная газета», «Лесные домишки».
Виктор Драгунский «Веселые истории».
Вера Чаплина «Мои питомцы».
Дж. Толкин «Хоббит».
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо».
Сергей Козлов «Ежик в тумане» и др.
Марк Твен «Приключение Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий».
Владислав Крапивин «Мушкетер и фея», «Мальчик со шпагой» и др.
Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо».
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени», «Обыкновенное чудо», и др.
Александр Грин «Алые паруса».
Дж. Крюс «Тим Талер или Проданный смех».
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
Морис Метерлинк «Синяя птица».
Н. Кун «Легенды и мифы древней Греции».
Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком!».
Ф. Бернетт «Маленькая принцесса».
Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера».
Виталий Коржиков «Солнышкин плывет в Антарктиду», «Веселое мореплавание Солнышкина».
Эно Рауд «Приключения Муфты, Полботинка и Моховой бороды».
Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания».
Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена».
Андрей Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».