Я часто прошу клиента собрать свой мешочек с помощниками. О том, что это и как его использовать, в том числе и в самостоятельной работе, я напишу в этой заметке.
Я часто прошу клиента собрать свой мешочек с помощниками. О том, что это и как его использовать, в том числе и в самостоятельной работе, я напишу в этой заметке.
Мешочек с помощниками – это набор разных предметов и фигурок от 3 до 7-8 см. Это могут быть разные фигурки из киндер-сюрпризов, статуэтки, игрушки, природные материалы (камни, палочки и т.п.), ниточки, украшения и т.д. Чем разнообразнее представлен набор, тем лучше.
При помощи этих предметов я делаю клиенту расстановки, а так же использую в других методах работы. Они позволяют наглядно видеть картинку того, что происходит с человеком в той или иной ситуации, какие есть скрытые моменты, резонансы, а также дают возможность в дальнейшем проработать стратегию выхода из проблемы.
Как это действует? Когда мы изображаем ситуацию при помощи фигурок, то мы используем визуальный канал восприятия, который у большинства людей является самым развитым. И это позволяет не упустить множество деталей, видеть картину целиком а также более точно понимать, что со всем этим делать, когда мы моделируем развитие той или иной ситуации.
Почему важно, чтобы мешочек был собран самим человеком из его предметов? Когда клиент работает с моими предметами, ему еще нужно какое-то время, чтобы освоиться с фигурками, рассмотреть их, отобрать нужное и ненужное. К тому же затрачиваются определенные эмоциональные усилия для того, чтобы вложить что-то в эти фигурки. Безусловно, иногда это полезно, но чаще всего свой прочувствованный материал делает как расстановку, так и моделирование картины будущего (прошлого) более наполненным, потому что когда вы собираете свои вещи, вы уже в этот момент вкладываете в них какие-то смыслы. Не говоря уже о том, что у каждого этого предмета есть история, которую вы сознательно или бессознательно вместе с фигуркой кладете в мешочек.
В общем, мешочек с помощниками – это такой внутренний мир клиента в миниатюре.
Как пользоваться набором в мешочке самостоятельно?
Собственно, можно по-разному, по-всякому. Чем больше фантазии, тем лучше.
Чаще всего цель такой самостоятельной работы – увидеть картину со стороны, стать на какой-то момент в метапозицию по отношению к ситуации, которую вы сейчас моделируете. Понятное дело, что полностью это вряд ли получится, но это и не является нашей целью. Кроме того, при помощи фигурок можно помочь себе увидеть шаги для дальнейших действий.
Как это делается? Например, ситуация такая: вы поссорились со своим другом на почве каких-то идей. Выбираете фигурку для себя, своего друга, его идей и своих. Ставите на ровную поверхность (желательно, чтобы там не было лишних предметов) и анализируете.
На что стоит обратить внимание: какие фигурки вы выбрали, что вы в эти образы вкладываете, на расстояние между всеми предметами и также на те ощущения, что вы испытываете, смотря на всю эту композицию.
К примеру, для себя вы выбрали фигурки большого красивого слона, которого вы купили на индийской выставке и ощущаете, что эта фигурка у вас ассоциируется с чем-то важным и духовным. Для друга выбрали маленькую обезьянку и накладываете на нее ощущение чего-то нелепого и чужого. Его идеи выражены в фигуре темного камня, ваши представлены в виде кольца, которого вам когда-то подарила мама. Ощущения от всей этой композиции — это обида. Вы находитесь друг на против друга и как-будто воюете. Такая композиция может быть основой для вопросов. Как я вообще воспринимаю то, что мне не нравится? Как я позиционирую себя в мире? Откуда это у меня? Как я закручиваю эту обиду? На чем она основывается? И т.д.
Далее можно поменять местами фигурки так, чтобы ощущения стали другими, задав себе вопрос, как я должен поставить все эти предметы по отношению друг к другу, чтобы было правильно для меня, какое чувство я при этом хочу испытывать?
Этот пример, конечно, упрощен.
Но вы можете просто попробовать. И ваши помощники подскажут вам, что нужно делать, чтобы решить ситуацию. Главное – дать место своей фантазии и быть открытым новому.