Тема мамы — вечная тема, это постоянный процесс. Прерванное движение — это движение прежде всего к маме. И часто это травма, которая произошла сразу же в момент родов или после них, и даже, как вы теперь знаете, во время беременности. И тогда ребенок не осознает эту травму, но и приблизится к ней не может.
Когда движение к маме прерывается, боль разлуки так сильна, что ребенок говорит: «Больше никогда… не приближусь к ней». И потом любое приближение вызывает огромный страх, и тогда ребенку легче сделать так, чтобы мама говорила всегда нет, тогда не так страшно, хотя боль все равно остается. Если вспоминать советское время и наши роддома: ребенка забирали и приносили каждый 3 часа к маме. И так неделю. А если мама заболела? Пока я еще не говорю о том, что некоторые мамы были вынуждены отдавать ребенка в ясли в 3 месяца. И это такие травмы, которые ребенок пытается, если не отчаялся, решить всю жизнь.
Посмотрите на свою маму, посмотрите на отношения с ней. Что вы видите? Принимаете ли вы ее? Принимаете ли вы то, что происходит между вами? Здесь дело не в том, ссоримся мы с мамой или нет. Движение к маме – не обязательно хорошие отношения с мамой. Так как это – принять свою маму?
Приведу переписку с одной своей клиенткой Машей.
«Принятие мамы» — мое больное место. Ирина, вот скажи, пожалуйста, вот я уже и читала, и проводила разные действия, чтобы приблизится к своей маме… Конечно, прогресс есть. Ну, вот ответь мне на один вопрос, если человек совершает действие, которое тебя реально обижает. И этот человек – мама. И как это принять? Молчать и делать вид, что ничего не происходит?
Сказать все, что я думаю? Или что бы ни было сделано, принимать это действие как «манну небесную», сделайте мне больно еще раз! Вот еще о чем думаю. Иногда мы боимся обидеть своих родителей и делаем какие-то действия против наших желаний, только чтобы их не расстраивать.
Ну, например, родители живут в другом городе. Приезжая в гости, я хочу останавливаться в гостинице, ну хочу, но знаю, что мама обидится. И я приезжаю и делаю вид, как я рада прибывать в родном доме, стараясь при этом проводить там, как можно меньше времени. Или, например, есть какие качества, которые мне нравятся, но мама бы это не одобрила, и я стараюсь «быть хорошей девочкой» в ее присутствии, то есть оправдывать ее надежды на меня, чтобы не расстроить.
Как тут насчет принятия мамы?
Позволить себе быть тем, кем ты хочешь, вне зависимости от того, примут это родители или будут обижаться на тебя? Не назло, а следуя своим желаниям и представлениям об этом мире?
И еще, получается, что если во мне половина от мамы, в каждой клеточке, то мы одинаковые, и то, что ей не нравится, что ее раздражает в тебе, это отражение ее качеств, которые она по каким-то причинам скрывала, подавляла в себе?
Мой ответ.
Не путай принятие и покорность. Принятие – это когда я понимаю, что это так, как есть и по-другому быть не может, пробую ощутить, могу я что-то изменять ДЛЯ СЕБЯ в этой ситуации или нет. Если нет, иду дальше, приняв это как урок и как опыт, если да, меняю СЕБЯ, в СЕБЕ, но не другого (маму). Еще очень важно – взять на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за последствия своих действий. И если я осознаю ответственность и готов к последствиям, то могу сделать что угодно (если это не нарушает трех основ, на которых держится мир: 1. принадлежность к системе; 2. иерархию; 3. баланс давать и брать), поскольку ответственность за нарушение этих правил человек не может нести, это не в его силах.
Принятие мамы — это первое, с чего начинается успех в жизни. С одной из моих клиенток была такая ситуация. Запрос молодой женщины состоял в том, что у нее периодически случается «раздвоение». Выяснилось, что одна часть, которая присутствует большую часть времени, «правильная», а другая «неправильная». Правильная часть не принимает «неправильную», которая несет в себе свободу, сексуальность и т.д. «Неправильная» часть, как оказалось, это то, что соединяет женщину с ее «неправильной» мамой.
Мама — это то, с чего все начинается. Без принятия мамы нет любви к себе, нет гармонии в душе. Наша мама в каждой клетке нашего тела, поэтому, принимая маму, мы получаем любовь к жизни и безграничные ресурсы. Без движения к маме — нет ничего… Это раз. А без папы — мамы не бывает! Это два. (Подробнее об этом в следующей главе).
Без папы мамы не бывает!!! Вы только вчувствуйтесь в эту фразу! Или кому-то удалось стать мамой без участия папы? Даже Деве Марии потребовался Отец небесный. Как минимум. А подробности история умалчивает.
Если есть травмы в перинатальном периоде, то путь к маме, принятие ее начинается с боли. С того, что мы позволяем себе ее чувствовать, видим ее, признаем ее. Мы говорим, это очень больно, мы ощущаем ее в каждой клеточке своего тела. Ничего тут стыдного нет. Боль она и есть боль. Это нормально. И её нужно пережить. После этого наступает согласие со своей ценой за рождение, и потом согласие с судьбой мамы.
Мама – это ворота в мир! И путь к миру, жизни лежит только через принятие и благодарность к родителям. Любая попытка прийти в обход и сказать «нет» своим родителям, непризнание их, ведет к сложным последствиям для человека.
Многие люди, как это ни странно, готовы скорее умереть, но не принять маму и папу. Вот только «умереть» – это не фразеологический оборот. Это реальная перспектива. И то ожесточение, с которым они доказывают своё право на непринятие, лишь однозначное подтверждение тому.
Возвращаясь к маме. Путь к миру и жизни идет через полное «да» маме и папе, через их полное принятие. Однако путь к папе возможен только через маму, а не наоборот. Мы не можем любя папу, через него прийти к маме. Это не работает. Принимая маму такой, как она есть, мы можем действительно прийти к папе. К папе, а не к мужчине, которого мы любим в папе, исключая маму. Потому мама – врата в мир. Не только физиологически. Второе вхождение в мир происходит через сердце мамы. Через её полное принятие своим сердцем, а следом – папы, а потому уж и мир распахнет нам всем свои объятия.