Мужской принцип несет в себе огромную энергию активности, как созидательной, так и разрушительной. Благодаря его действию, происходят реальные преобразования чего угодно. Управлять этой энергией не всегда просто, особенно когда не знаешь всех тонкостей и нюансов. Даже когда знаешь, вовсе не легко… Потому-то пути-дороги героев часто так запутаны!
Но мы же с вами — исследователи! Попробуем разобраться. Правда, при этом будем с вами скромны, понимая, что нам откроется лишь некая малая часть информации, зашифрованной в сказках…
У сказочных героев мужчин (Ивана Царевича, Емели, Принца, превращенного в чудовище) в сказках всегда есть личная задача.
Сила личной жизненной задачи помогает герою выживать в самых невероятных условиях. Эта сила дана ему для движения по Своему Пути.
Сила личной жизненной задачи будет вести героя, охранять и направлять его. Во многих сказочных сюжетах сила личной жизненной задачи направлена на достижение духовно-социального состояния ГЛАВЫ РОДА.
А что это значит? Какие испытания готовит?
В первую очередь — реальную угрозу жизни со стороны отца. Вам это кажется странным? Парадоксально, но так.
Как эта угроза шифруется в сказке? Например, так. Царь пребывает в пути и не знает того, что жена его на сносях(!). По дороге царь нарушает порядок на территории некоего могущественного существа. Не по злому умыслу, просто так складываются обстоятельства. Захотелось, к примеру, царю водицы из озерца испить без разрешения водяного — хозяин его за бороду поймал и потребовал отдать ему то, чего он у себя дома не знает. Царь, конечно, с легкостью обещает — чего же он может у себя дома не знать?! Наивному монарху невдомек, что у него может появиться наследник. Фактически отец продает, предает собственного сына за свой проступок. Сын должен будет оплатить оплошность отца. А говорят, дети не отвечают за грехи своих родителей! Еще как отвечают — в сказке об этом между строк написано.
В результате сын рождается уже с обременением — ему предстоит расплатиться не за свой грех, а за отцовский. А чем? Трудом или, может быть, жизнью? Вот она, реальная угроза жизни, пришедшая к герою со стороны отца. Конечно, не хотел отец этого. Он же не знал, что так получится. Но незнание не освобождает от ответственности.
Посмотрим с вами еще глубже. Потенциальная угроза жизни так и остается угрозой. Но она не существует сама по себе. Она — часть ОТЦОВСКОГО НАСЛЕДСТВА.
Глава Рода — это в первую очередь НАСЛЕДНИК своего отца. Или матери — если в сказке нет отца, мать одна воспитывает сына. Мы с вами живем в патриархальном обществе, поэтому наследство со стороны отца — важнейший фактор формирования личности героя, личности мужчины.
Что входит в понятие отцовского наследства? Конечно, не только деньги, движимое и недвижимое имущество, люди, связи, но и опыт, сила достойных поступков и пятна недостойных. И конечно же, долги перед другими. Сын непременно отвечает по обязательствам отца.
Можно подумать, что это несправедливо. Если отец «накуролесил», оставил после себя множество открытых обязательств, при чем тут его сын?! Давайте расшифруем то, что написано в сказке: «Хочешь продолжить свой род, отдать свое семя женщине, чтобы она выносила и родила тебе ребенка? Веди достойную, зрелую жизнь, будь осторожен в обязательствах, ибо если ты по ним не расплатишься, то это бремя ляжет на твоего наследника».
Сурово? Вполне. Дело в том, что само по себе ЖЕЛАНИЕ ИМЕТЬ НАСЛЕДНИКА является мощным фактором, дисциплинирующим мужчину. Во всяком случае, так задумано и зашифровано в сказках. Другое дело, что немногие сегодняшние молодые мужчины, отдавая женщине семя, заботятся о том, какое наследство они передают будущему ребенку. И эта отцовская безответственность несет прямую угрозу жизни потомства.
Но не стоит думать, что эта проблема лишь нынешней жизни. Раз такая ситуация зашифрована в сказках, значит, она была всегда. И пока не решена. Может, оттого, что информация так долго оставалась зашифрованной?..
Вернемся к нашему примеру с царем, пообещавшему водяному то, чего он в своем доме не знает. Оказавшись дома, он узнает о рождении долгожданного наследника. Радость перемешивается с ужасом и раскаяньем. Чувства очень правильные. Особенно раскаянье. Но к чему они приводят? Царь с царицею начинают придумывать, как бы своего ребенка уберечь. И додумываются принести в жертву ЧУЖОГО РЕБЕНКА, вместо своего(!). К счастью, некая служанка (рыбачка, кухарка и пр.) родила мальчика одновременно с царицей. Решение очевидно — поменять детей.
Посмотрите, сколько сложностей у новорожденного героя!
И отцовский грех, несущий прямую угрозу жизни, и опасность прожить не Свой Путь, а чужой. Не слишком ли много для младенца обременении?!
Сказка не допускает кощунства — герой не может идти чужой дорогой, не может принести в жертву невинного ради собственного выживания (пусть эта жертва будет принесена и не его руками). Поэтому сначала детей меняют, а потом по ошибке меняют снова. В результате все остается на своих местах: каждый младенец у своей матери.
Теперь у новорожденного героя создается другая проблема — родители начинают относиться к нему КАК К ЧУЖОМУ РЕБЕНКУ! Они-то думают, что детей поменяли. И родительский инстинкт в результате злодеяния у них отключается. Мать не чувствует сердцем СВОЕГО младенца.
Но является ли для героя проблемой то, что родители относятся к нему, как к чужому? «Своего»-то они балуют, растят из него не героя, но потребителя-паразита. А между тем именно лишения стимулируют развитие героя. Вот такой парадоксальный сказочный шифр. Чем больше трудностей будет в ранний период развития, тем лучше закаливается характер. Чем больше заботы, ласки, внимания ни за что получает мальчик, тем легче развратить его характер. Это не означает, что в воспитании мальчика не нужны любовь и забота! Просто для становления «мужского характера» необходимы определенные лишения и ограничения; а безусловное осыпание благами, немедленное удовлетворение всех желаний не просто портит характер, но и развращает его.
Чтобы твоя потребность была удовлетворена, ты должен затратить СОБСТВЕННЫЕ усилия, а не требовать себе удовлетворения потребности от родителей по праву рождения, таков еще один шифр сказки.
Потому-то в сказке герой воспитывается родителями как «чужой ребенок». Просто родители его не очень зрелыми оказались. Не понимают они, как правильно воспитывать настоящих героев…
С другой стороны, если бы наш герой появился у зрелых мудрых родителей, истинно любящих друг друга, завершивших все свои обязательства, ЗАЧЕМ ему становиться Главою Рода?! Если эта эволюционная задача УЖЕ РЕШЕНА его отцом, ЗАЧЕМ наследнику решать ее ДЛЯ РОДА?! Он придет в мир уже с другой задачей.
Решенные отцом эволюционные задачи сын получает в наследство. Это его опора. Нерешенные отцом задачи сын также получает в наследство — это его стимул к развитию.
Итак, в отцовском наследстве есть две основные составляющие:
• символическая опора — решенные отцом задачи,
• символический стимул — не решенные отцом задачи.
Как видите, роль отца, в ее символическом содержании, невероятно велика для сына. Именно поэтому в составе женских архетипических сюжетов есть сюжет «Разборчивая невеста». Девушке предстоит грамотно выбрать отца будущего ребенка. Какое наследство ее избранник предоставит своему потомству? Все ли девушки об этом задумываются?
Статья написана по материалам книги Т.Зинкевич-Евстигнеевой «Мужские сказки. Тайный шифр».