Как много мужчин доходит до психологов и психотерапевтов, когда им становится больше невыносимо нести на себе груз, когда они чувствуют, что летят под откос или вот — вот сорвутся в пропасть?
Алкоголизм, наркотики, агрессия, разрушение семьи, карьеры, беспорядочная половая жизнь и другие деструктивные явления, за которыми стоят невыраженная боль, страх и отчаяние, негативный опыт жертвы, чувственное онемение, пустота и бессмысленность, стремление к смерти. Разве не стереотипы общества, за которыми незримо стоит Архетип Героя, останавливают мужчину на пути к переменам и выходу из кризиса, на пути решения внутренних проблем? Какой же я мужик, если не могу справиться сам? Что я, слабак?
Как это не парадоксально звучит, но в такой ситуации, признание того, что ты не в состоянии справиться сам, принятие своей слабости и призыв о помощи — это первый шаг к выходу из тупика. Именно из-за влияния архетипа Героя, мужчина порой не в состоянии выбраться из ситуации «На дне колодца» — лучше стоически умереть, если не в буквальном смысле, то чувственно и духовно, лучше «забить на себя» и продолжать жить без смысла, чем просить о помощи. Многие спросят: «А где же его женщина в этот момент? Где подруга и спутница, которая протянет такому мужчине «нить Ариадны?» Счастлив тот мужчина, если рядом с ним его Ариадна… Но такое бывает, мягко говоря, нечасто. «Хозяйка Медной Горы» вряд ли будет вытаскивать его из ямы. В целом мужчине гораздо труднее рассказать о своих самых сокровенных проблемах своей женщине. Зачастую максимум, что она может ему дать — «утешение на материнской» груди. Разумеется, это может быть временной «смазкой» для изношенного механизма, реальным успокоением и обезболиванием. Но разве обезболивание может излечить?
Специалисты-женщины по психологии, психотерапии и психоанализу профессионально обучены, чтобы обеспечить правильный подход и терапевтический процесс в работе с мужскими проблемами. Однако влияние Архетипа Героя, или другие факторы могут не позволить мужчине «обнажиться» перед женщиной, даже если она профессионал. Что касается мужчин, специалистов, то и здесь есть затруднения, потому что для многих мужчин признание своего бессилия и неспособности справится с психологическими проблемами в присутствии другого мужчины — это тоже своего рода «падение Героя». В любом случае многое зависит от личности самого специалиста.
Очень хорошие результаты, особенно за рубежом показывает групповая терапия по мужской проблематике. В терапии, когда в групповой процесс вовлечены мужчины, гораздо эффективнее идет работа по наиболее глубоким мужским проблемам, есть возможность проведения «современных психологических» инициаций, отработке архетипических (коллективных) вопросов, а также групповая терапия имеет с своем распоряжение гораздо больше «энергии» для исцеления. Справедливости ради надо сказать, что в России подобную работу успешно ведут женщины, специалисты по групповой терапии. Однако такую мужскую группу нужно еще собрать, а учитывая, что мужчины и так редко обращаются за помощью, это становится проблематичным. Важно учитывать, что в силу личностных особенностей конкретного мужчины, ему может быть больше показана индивидуальная работа.
Первый шаг к оздоровлению — это назвать и выразить свою боль, раны, чувство стыда и одиночества. Признание того, что ты мог быть жертвой, может быть в чем-то жертва и сейчас. Мы можем нести в себе стыд за то, что не смогли, не добились, не завоевали, потеряли. Осознать этот стыд нужно, чтобы избавиться от него раз и навсегда. Неосознанный стыд — вредное дело, это червь, который подтачивает наше психическое здоровье изнутри. Важно развести понятия «стыда» и «вины». В противоположность стыду — вина это то, что здоровый человек чувствует, когда совершает что-то неправильное или плохое. Осознанное чувство вины в нормальном состоянии приводит к импульсу не делать этого больше, к желанию что-то в себе поменять. Разумеется, очень часто вина может носить невротический, болезненный характер и также отравлять жизнь. Что касается стыда, он уничтожает наше самоуважение, потому что большую часть остается неосознанным, это чувство за то, что мы не такие успешные, не герои, далеки от идеала, не оправдали надежд и ожиданий. Очень много патологии, деструкции и мужского насилия возникает из-за попытки обесценить или подавить чувство стыда. Он может быть вызван ранней травмой или поддерживаться само разрушающим стилем жизни, не соответствием требованиям социума и стереотипам окружающих. Мы живем в обществе, где мужчины не могут позволить себе споткнуться, потому что нет места, где можно упасть.
Любая терапевтическая работа возвращает нас в детство, откуда растут многие наши проблемы. Часто психологические проблемы мужчин вращаются вокруг пениса. В рамках этой статьи нет возможности подробно остановиться на связях между «реальным» пенисом мужчины, пенисом, как символом и атрибутом. Но так сказать «взаимоотношения» мужчины и его пениса начинают складываться в раннем возрасте и многое определяют. Мальчики довольно рано обнаруживают, что любые манипуляции с ним доставляют удовольствие и успокоение. Психоанализ «собаку съел», доказывая, что детская инфантильная сексуальность — важнейший источник психической энергии, и одновременно краеугольный камень многих проблем. Поэтому любое грубое вмешательство в этот процесс не совсем образованных, «традиционных» мамаш и бабушек, играет не последнюю роль в психологических и сексуальных проблем мужчин. Откуда появляется у мальчиков отношение к своему пенису, как к нечто грязному и злому?
Некоторым женщинам стоит напомнить, что пенис — это не только орган для секса, он несет в себе глубокое психологическое и архетипическое значение. Он — символ созидания, оплодотворения и активной творческой энергии.
В подростковом возрасте, когда идет процесс так сказать «пробуждения» пениса, так же высок риск психологической травмы, как со стороны матери, так и первых представительниц прекрасного пола в жизни юноши. Многие специалисты сообщают о том, что до сих пор к ним прибегают истерические мамаши с выпученными глазами и просят безотлагательной психологической, а то и медикаментозной помощи для своих сыновей подростков, которые были обнаружены ими за «самым отвратительным и грязным занятием». У меня в практике был случай, когда во время первого сексуального опыта юноша подвергся открытой насмешке со стороны его избранницы по поводу размера его пениса. Парень получил настолько сильную психологическую травму, что собственно этот эпизод стал его первым и последним сексуальным опытом с противоположным полом.
Совершенно естественно, что мужчины беспокоятся по любому поводу, связанному с эрекцией. Эрекция — это символ успешности и реализации мужчины. Изображение эрегированного члена (фаллоса) — древнейший божественный символ, до сих сильнейшим образом влияющий на каждого мужчину и женщину и общество в целом. Созерцание своего эрегированного члена придает мужчине силу и энергию, а «его успешная активность» чувство реализованности и состоятельности. Для женщин — это предмет тайной зависти, трепета и уважения. Никому не нужны психологически «кастрированные» мужчины. Однако часто женщины ведут себя амбивалентно и могут нанести сильную травму своему мужчине, и сами же от этого будут страдать.
К сожалению, сильное воздействие фаллической энергии рождает много проблем у мужчин, если их пенис дает сбой. «Сегодня ночью я не был мужчиной, потому что «мой друг» не стоял». Понимающая и любящая женщина может и должна с поддержкой отнестись к этой ситуации, а не «добивать» своего мужчину упреками. С другой стороны, как и отношение к неудачам своего мужчины в работе и обеспечении благосостояния, реакция женщины на отсутствие эрекции — это часто лакмусовая бумажка истинного характера ее отношения к партнеру. Мужчина испытывает стыд из-за отсутствия эрекции, потому что это подрывает миф о Герое, у которого пенис при необходимости должен всегда быть твердым как сталь и эффективным по любому запросу круглосуточно. Импотенция — это грубый и травмирующий термин. Гораздо правильнее, как считают западные психологи, называть это явление «слабой эротической реакцией», которая к слову сказать, порой является мудрой реакцией тела на отсутствие действительно интимно-психологического контакта с партнером.
Важнейшей составляющей в становлении мужчины, является его взаимоотношения с отцом, а также характер отношения матери и отца. Если в семье со стороны матери отношение к отцу носит обесценивающий, унижающий характер, неважно по каким причинам, мальчик начинает испытывать тревогу и страх, что как мужчина, его в будущем может постичь та же участь. Тогда высок риск, что мальчик останется пассивным, зависимым, инфантильным. При этом у него может появиться защитная агрессия по отношению к матери, бессознательное восприятие всех женщин, как потенциально кастрирующих. Особенно сильные негативные последствия могу появиться из-за отсутствия родителя. Алкогольная и наркотическая зависимость являются одним из следствий отсутствия отца. Подавленная «жажда» отца выходит наружу при терапевтической работе. Мужчинам важно понять и прочувствовать, что нет ничего постыдного в тоске по отцу. Важно отреагировать потерю отца, если он умер или ушел из семьи, или его вообще не было (на физическом или психологическом уровне). Многие из нас помнят наших отцов как дистантных, эмоционально недоступных или вообще отсутствующих. Эмоциональная связь сына и отца, общее время, проведенное вместе, тактильное взаимодействие — это важные условия становления мужчины. Отсутствие отца в постиндустриальном обществе усиливает феминизацию мужчин. Мужчины утратили мудрость предков, забыли, как инициировать своих сыновей в глубины маскулинности. Большинство мальчиков взрослеют исключительно под влиянием женщин. Феминизация мужчин — это факт современного развития общества.
Возможность открыто выразить свой гнев — еще один шаг к исцелению. Гнев мужчины может быть страшным и разрушающим. Но ведь в нас очень много гнева: на наших отцов, на матерей, на общество, государство и власть. Многим невыносима ноша сдерживания гнева, которую повесили на нас культура и государство. Не выраженный гнев приводит к алкоголизации мужчин и наркомании. Неудивительно, что в нашем полу тоталитарном обществе — нет места и возможности выразить свой гнев, поэтому нация спивается и деградирует. Мы должны с уважением относиться к нашему гневу. Мужской праведный гнев включает в себя очень здоровый компонент. Совершенно нормально и естественно выражать свой гнев, когда душится свобода, или кто-то подвергается угнетению и насилию, когда уничтожается окружающая среда, а нация вымирает, когда в стране процветает коррупция, ложь, цензура, невежество, жадность, мракобесие, мы должны испытывать гнев. Когда наши дети толпами отправляются в детские дома или становятся объектами сексуального насилия или рабства, когда каждый год растет число наркоманов и самоубийц, а в наши дни — безработица и мягко говоря, смутные перспективы дальнейшего развития государства, мы должны выражать свой гнев.
Есть простая и непреложная психологическая и историческая истина — в стране, где нет места возможности выразить свой гнев, общество спивается, деградирует и, в конечном счете, вымирает. Да, насилие порождает насилие, но открытое выражение гнева в рамках креативного действия и сознательного выступления — дает эффект исцеления личностного и общественного. Так как последнее в нашей стране, может иметь последствия вплоть до тюрьмы, то уж в терапевтических кабинетах выразить свой гнев — нужное и полезное дело.