Я говорю жизни «да»

Наша жизнь – это подарок

Наша жизнь – это подарок. Как вы ведете себя, когда получаете подарки: искренне радуетесь, или, может, вам не удобно, или, вас мучает вопрос, а что я буду с ним делать и т.д.? Очень часто наше отношения к подаркам приоткрывает и наше глубинное отношение к жизни.

Маленький тест.

Сейчас возьмите лист бумаги и письменно ответьте на следующие вопросы:

Представьте, что вы получили подарок, открыли его, осмотрели, повертели в руках.

Что вы там видите?

Подарок вам нравится или нет?

Есть ли у него изъяны?

Какие эмоции вы испытываете, когда поняли, что это?

Чем эти эмоции отличаются от тех, которые вы испытывали, когда еще видели просто сверток и не знали, что в нем?

Вы благодарны или нет дарителю?

Что вы к нему чувствуете?

Что вы будете впоследствии делать с подарком: поставите пылиться куда-то в угол, активно будете использовать, переделывать на свой лад или передарите кому-то?

Ответы на вопросы запишите на бумагу. Они нам еще понадобятся.

Это маленький тест на ваше отношение к жизни. То, как происходит ваше взаимодействие с подарком, отражает ваше отношение к собственной жизни. Теперь можете вместо слова «подарок» подставить слова «моя жизнь», вместо слова «дарители» — «родители», и вы получите материал, с которым можно будет работать в течение времени чтения этой главы.

Представим, что некая женщина (ну или мужчина, не суть важно) получила подарок. Сначала она даже не знает, как реагировать, она привыкла все себе покупать сама или заказывать, что ей надо, если спросят. А тут сюрприз. Она испытывает смешанные чувства, ведь только она может купить себе то, что ей действительно нужно. Она открывает сверток, а там лежат бусы. «Что за ерунда», — думает она. Но правила приличия требуют сказать «спасибо», улыбнуться. Это у нее кое-как получается, немного натянуто, но вполне сносно. Она чувствует себя глупо, потому что ей кажется, что даритель заметил ее неискренность. Поэтому она надевает эти бусы, а это вообще сущее наказание, ведь они так глупо выглядят и совсем не подходят к ее наряду. Когда даритель уходит, бусы снимаются, кладутся на полку, и больше никогда не одеваются. Проходит время, и женщина их выбрасывает как ненужный хлам.

В реальной жизни у этой женщины (это одна из моих клиенток) были проблемы с принятием своей жизни такой, как она есть, и с родителями. Она была очень самостоятельной бизнес-леди, которая всегда знала, что ей нужно, только вот преследовало ее часто непонятное чувство вины, периодически возникающее на ровном месте, да и с любовью в ее жизни не ладилось. Она привыкла держать хорошую мину при плохой игре. С родителями имела довольно холодные отношения, хотя она всячески пыталась быть хорошей дочерью и не расстраивать их. Ведь все же знают, что родителей надо любить и уважать. Но как можно уважать отца-алкоголика и маму, всю жизнь потратившую на воспитание детей и не сделавшую карьеру?

Да, все началось с мамы… Мама этой женщины забеременела рано, в 18 лет, беременность была неожиданной и не очень желанной, да и отца ребенка она особенно не любила. Но раз забеременела, что ж теперь делать, надо выходить замуж, неприлично было в то время воспитывать ребенка одной. Беременность протекала непросто, постоянно была угроза выкидыша и угроза жизни не только для ребенка, но и для мамы. А потом сложные, затяжные роды, и в первые несколько дней борьба за жизнь. Она таки научилась бороться.

А теперь вспомните отношение этой женщины к сюрпризу? Очень четкие параллели, не правда ли?

Давайте предположим, что подарок мы получаем один раз в жизни. Что если подарок не нравится, потому что он не подходит, не того цвета, поломан, да мало ли еще каких вариантов не может быть? Можно его, конечно, выбросить и остаться ни с чем. А можно починить, покрасить, исправить, по возможности все негативные моменты. То же самое и с нашей жизнью.

Наши психологические особенности и жизнь до рождения.

В период нашего внутриутробного развития и родов часто возникает первая, наша собственная, граница, отделяющая нас от счастья. Психологические травмы скрываются под огромным количеством слоев бессознательной защиты. А в случае родовых травм и травм внутриутробного развития еще больше. В этом случае нам нужно не просто осознать, что у нас имеется проблема, но нужно еще «оживить» воспоминания на уровне чувств, эмоций, тела. Другими словами – «пережить заново» травматическую ситуацию, вспомнив, ощутив, как это было.

Проблемами, возникшими в этот период, и работой с ними занимается перинатальная психология. Что это такое? Слово «перинатальный» означает «вокруг родов». Психологи относят к этому периоду жизнь человека от зачатия до первых дней жизни, когда ребенок только адаптируется к этому миру.

Одна из главных тем, вокруг которой крутится вся перинатальная психология – то, как будущая мама относится к своему состоянию. В толковом словаре И.Даля можно прочитать, что слово «беременная» означает «непорожняя, заполненная, с прибылью». В современном мире принято происхождение слова «беременная» искать в слове «бремя», то есть «беременная» сейчас ассоциируется с «обремененная». Соответственно, как будущая мама относится к своему состоянию (как к бремени или как заполненному сосуду), такое состояние и передастся малышу. И с этим ощущением человек будет идти по жизни.

Наши предки к женщине, ожидающей ребенка, относились по-особенному. В Древней Руси считали, что беременной женщине помогает сам Дух Рода, поэтому она является и одновременно и хранителем предков в себе и источником зарождающейся новой жизни. В ней заключена информация всего рода. «Беременная под Богом ходит – обижать нельзя, отказывать нельзя», — считали они. Тот, кто обидит беременную женщину, навлечет на себя гнев и потомков и предков.

Но то древние, а что по этому поводу говорят исследования современных ученых?

Считается, что уже однодневный зародыш воспринимает информацию и реагирует на нее. Эмоции фиксируются с момента зачатия. Клетки сохраняют память о событиях, происходящих с организмом. Эмбриональные клетки отличаются еще большей емкостью памяти, они сохраняют информацию обо всех дошедших до них событиях.

Поэтому необходимо очень внимательно и осознанно подходить к той информации, которую мы «вкладываем» в будущего ребенка. Желанным или нежеланным (а затем по жизни – нужным, уверенным, самодостаточным или нет) будет себя чувствовать ребенок, зависит от реакции родителей на беременность. У родителей есть определенные ожидания относительно пола будущего малыша, о том, на кого он будет похож и т.д. И все реакции, связанные с этими планами, фиксируются и в дальнейшем будут определять психологический потенциал ребенка. Во время беременности между будущей мамой и малышом устанавливается удивительная эмоциональная связь, обостряются чувства, усиливается интуитивное восприятие, интеллектуальная деятельность несколько притупляется — женщина уже не просто вынашивает ребенка, она его чувствует, как себя.

С уважением, психолог, руководитель психологического центра «Лилиум» Владыкина Ирина.